Как осуществляют первичный отбор?
16.07.2015Общепринятой стандартной методики нет. Да и в литературе этот вопрос мало освещен, имеются отдельные статьи по тестированию тех или иных теннисных задатков у детей, но материал носит, в основном, исследовательский характер. В СССР существовала практика конкурсного отбора в теннисные школы. Притом в разных школах практиковали различные способы отбора: в одних сразу при поступлении производилось тестирование и отбор, в других принимались все желающие, а потом происходил отсев (естественный или же посредством отчисления за плохие результаты). Так что каждого выпускника спортшколы можно было рассматривать как результат отбора из как минимум сотни ребят.
Методическое несовершенство систем отбора ведет к ошибкам отбора: пропускам и ложным срабатываниям. Пропуск - это отказ в приеме способного, а ложное срабатывание системы отбора - это прием недостаточно способного. Оба вида ошибок нежелательны и чем их больше, тем несовершеннее система отбора. Как свидетельствует практика, ошибки отбора существовали всегда. В СССР была пропущена при отборе в спортшколу "Динамо" Елена Дементьева, ставшая затем одной из лучших теннисисток мира. В Швеции, как известно, не прошел конкурсный отбор Бьерн Борг. А ведь проводили отборы специалисты и коллективы специалистов по разработанным научным рекомендациям (в "Динамо" в три тура!), кстати сказать, Дементьеву не приняли и в школу ЦСКА. Это свидетельствует о сложности проблемы выявления теннисных задатков, и с понижением Возраста тестируемого эта сложность возрастает. Мне думается, что пятилетних детей вообще не надо подвергать отбору, ну разве что не принимать явно неспортивных ребят. В шесть лет уже основные реакции у ребенка установятся, но психика еще трудно тестируется, поэтому в этом возрасте не следует отсеивать более 80% (отбор один из пяти и то только по физическим качествам).