Острота пьесы
27.10.2015И сюжет, и дух пьесы вызывали своей остротой ассоциации с запретной дерзостью «Мандрагоры» Макиавелли. Постановки комедии сопровождались скандальными стычками с церковниками, подвергались нападкам католической печати.
С другой стороны, пьеса привлекала демократическую аудиторию, нашла поддержку газеты «Аванти!», где поместил восторженный отзыв о ней А. Грамши.
Острота пьесы - не в конфликте между кулаком и батраком. Хлесткая фраза Лиола: «Да разве земля знает, чья она? Она приносит плоды тому, кто ее обрабатывает», стоит в достаточно фривольном контексте, чтобы видеть в ней прямой социально-критический смысл. Острота пьесы - в непозволительно дерзкой независимости Лиола, в вольности, раскованности его натуры. Оборванец-поэт совсем не ощущает социальной ущемленности, не страдает от голода или безденежья. Он одинаково ведет себя и с богатым хозяином, и с батраками, с детьми, старухами и с девушками. Он обращается с окружающими как с равными, как человек с человеком, без предвзятости неимущего.
Лиола не просто батрак, он человек, свободный в своей человеческой сущности и от сельской забитости, и от буржуазной расчетливости. Крестьянская суть Лиола - не в тяге к земле, а в единстве с природой. Не случайно герой, ловкий, надо полагать, во всяком крестьянском деле, показан в момент сбора урожая. Он предстает перед зрителями в том символически знаменательном радостном труде овладения дарами природы, когда производительная сила земли и производительная воля человека сочетаются в гармоническом праздничном согласии. Крестьянин-батрак рассматривается не в свете социально-бытовой функции (она отходит на второй план), а наделяется обобщенно-пантеистическими свойствами естественного человека. Скоро Новый год, а это значит, что каждый ребенок ждет в эту ночь чего-то необычного. Подарите вашему малышу сказку - дед мороз и снегурочка на дом это не просто банальные стихи и подарок, а самый настоящий праздник и для детей, и для взрослых.
«Все это наводит на мысль о том, что „диалектальное" искусство в том виде, как оно выражено в трех актах комедии Пиранделло, воссоздает античную традицию народного искусства великой Греции с ее уличными комедиантами и пасторальными идиллиями, с ее жизнью среди лесов и полей, наполненной вакхической радостью бытия.