В сферу предпроектных градостроительных исследований
27.10.2015По этому поводу В.Н. Семенов высказал довольно неожиданную мысль: «Русский планировщик всегда найдет город Европы или Америки, похожий по плану и вместе с тем настолько ушедший вперед, что послужит примером, если не того, как надо планировать подобный город, то того, как не надо этого делать»3 Необходимость поиска градостроительной аналогии, тем более в странах с совершенно иным уровнем социально-экономического развития и строительными традициями - положение спорное, но нельзя не обратить внимание на то, что оно предполагало наличие у потенциального проектировщика определенного кругозора и уровня профессиональной культуры. Невозможно даже представить существование подобного подхода к проектированию у землемера или техника второй половины XIX века.
Обязательными сведениями для градостроителя 1910-х годов уже стали не только данные о климатических условиях места, но и подробные ретроспективные метеорологические наблюдения, позволяющие сделать выводы о солнечном освещении, количестве выпадающих осадков, направлении господствующих ветров.
Развитие в 1910-х годах городского транспорта - конки, электрического трамвая, автомобиля - делало необходимым подробное изучение сети городских улиц, интенсивности движения, разработку маршрутов общественного транспорта. В.Н. Семенов впервые в России выдвинул идею создавать специальные транспортные схемы, в которых бы наглядно проявлялись недостатки в организации транспорта, требующие устранения: «Изучение существующего траф- фика имеет для проектировщика исключительное значение. И планировщик должен их тщательно изучить, чтобы определить, где движение это правильно, а где вид и размер его зависят только от неправильной планировки»!
Исследовалось и распределение в городе земельной собственности для выявления свободных территорий, его функциональное зонирование и, наконец, «его индивидуальность» «Когда такая подготовка сделана, - готовы и съемка и нивелировка, необходимые сведения собраны, составлены карта и траф- фики, - тогда только можно... приступить к самой плани- ровке»6, - утверждал Семенов. Собственно, начертанная им схема и легла в предреволюционный период в основу организации градостроительного проектирования.