Развитие традиций балетов
31.05.2016Связь с этой русской традицией в музыке «Конька-Горбунка» достаточно очевидна. Но там, конечно, отразились и более новые решения, подсказанные ранним творчеством автора «Жар-птицы» и, в особенности, опытом создателя «Золушки» и «Каменного цветка». Родство возникает уже на уровне сюжета, где опять-таки торжествует герой или героиня «не от мира сего», вопреки всем усилиям зла, служителям которого доверена власть.
Развитие традиций балетов Прокофьева ощущается и в способах музыкального воплощения сюжета. «Конек-Горбунок» Щедрина в общем-то следует драматургическим нормам, утвердившимся в двух последних балетах Прокофьева. Он также представляет сюитную последовательность отдельных, сравнительно законченных номеров, скрепленных переплетающимися нитями взаимных связей. Они создаются сочетанием нескольких музыкально-образных линий, - их концентрированные обобщения содержатся в ведущих лейтмотивах балета. Скучаете? Зайдите на web camera chat free.
Нет смысла подробно описывать перипетии развития драматургии балета Щедрина - он в общем-то воспроизводит сюжет сказки Ершова, разумеется, с необходимыми сокращениями и изменениями. Гораздо важнее обрисовать основные музыкально-драматургические линии «Конька-Горбунка», что позволит ясно представить источники его ведущих решений.
В первом приближении можно говорить о сочетании в музыке балета Щедрина двух планов: реального и фантастического. В свою очередь, каждый из них включает два, если так можно выразиться, наклонения: «серьезное» и комически-пародийное.
Начало мелодии с активной затактовой кварты представляет своеобразный «обман слуха». Выясняется, что эта кварта имеет не столько ладофункциональное значение (ввод тонической функции автентическим оборотом), сколько конструктивно-линеарное. Ибо кварта является основным интервалом этой мелодии, что наглядно, демонстративно представлено уже в первых двух тактах (в последовании тонов h-е-а).
Показательно, кроме того, что после доминантового тона h, занимающего в мелодии центральное положение, обратный ход к начальному звуку мелодии осуществляется тем же последованием тонов в возвратном движении (cis-а-е-К). Та же тенденция вуалирования автентических отношений ярко проявилась и в функциональных связях гармоний сопровождения, где явно преобладают субдоминантовые и медиантовые созвучия.