Off Camera - девять дней кинематографического праздника в Кракове и прекрасная возможность наверстать для тех, кто не попал на фестиваль новинок в Гдыне. В этом году в главном конкурсе демонстрировалось не только европейское, но и перуанское и американское кино. Однако что было интересным и важным для зрителя - это польское кино, выступавшее как в основной программе, так и в отдельной национальной секции. Поэтому в каком состоянии производство фильмов у наших соседей и что волнует молодых режиссеров больше всего - об этом в обзоре фестиваля.
Социальные конфликты
Традиционный для Польши жанр - драма - в последнее время отступает на второй план. Фантастика и комедии все больше привлекают внимание фильммейкеров, но есть и те, что остались верные классике.
Будь готов (Be prepared) Роберта Глинского делает обзор общества на перспективу подростков. Скаутский лагерь - место, будто создано для идеальных кинематографических конфликтов. Режиссер исследует границы дозволенного, сталкивая с собой две группы молодых ребят, которые придерживаются разных взглядов на жизнь.
Согласие (The Reconciliation) Мачея Собешчанського - еще один экземпляр «классического» польского кино, ведь сочетает в себе драму с историческими событиями. Влюбленный парень соглашается работать надзирателем в концентрационном лагере, чтобы спасти любимую. Конечно, это не будет легко, и за проверкой любви парню придется пройти через проверку человечности.
Сердце любви (A Herat of Love) Лукаша Рондуда - далеко не такой классический хотя бы через главных героев картины. Оба лысые и не такие, как все, они проходят через свою странную нарциссическую любовь, крепко переплетая ее с творчеством, что является непременной частью жизни каждого из них.
Мигранты, страны, несчастье
Фильм Петра Домалевського, любимец критиков и аудитории, вероятно, собрал большинство наград на польских кинофестивалях. Тихая ночь (Silent night) - действительно безупречная драма, за ритмом и искусной полифоничностью напоминает фильм итальянского мастера Габриэле Муччино. Если хотите увидеть все общество через призму одной типичной семьи, разбитой вопросам экономической миграции - непременно посмотрит эту картину.
С помощью выразительной черно-белой стилистике и многозначных пауз историю молодого успешного мигранта расскажет нам Урсула Антоняк. Главную роль в фильме Между слов (Beyond words) выполняет Якуб Гершал, один из самых красивых и самых перспективных молодых польских актеров. История поисков точек соприкосновения между отцом и сыном полностью подпадает под определение «арт-хаузное кино», и доставит удовольствие ценителям постановочных кадров и интимной актерской игры.
Дикие розы (Wild roses) так же поднимают тему трудовой миграции, ведь конфликт закручивается из-за отсутствия мужа, который находится на заработках в Норвегии. Его жена тогда беременеет от подростка, и хотя она оставляет ребенка в сиротском доме, отношения между супругами уже никогда не будут такими, как прежде... За достоверную игру исполнительница главной роли Марта Нерадкевич получила награду «Лучшая польская актриса».
Птицы поют в Кигали (Birds are singing in Kigali) режиссеров Иоанны Кос-Краузе и Кшиштофа Краузе находится на границе между художественным кино и документалистики. Операторская работа и игра актеров порой бывает настолько достоверной, что трудно поверить в то, что все это постановка! Фильм повествует пронзительную историю польской женщины-орнитолога, которая в Руанде спасла местную девушку-тутси. Посттравматический синдром теперь преследует обеих женщин, и тем, кто хочет окунуться в непростой, но мастерски передан мир психологической нестабильности, непременно стоит посмотреть эту ленту (фантастическую еще и в операторском смысле).
Смеяться никто не запрещал
В польском конкурсе было всего лишь две комедии - и, конечно, же, на остросоциальные темы. Паническая атака (Panic Attack) Павла Масльоны - это дикая карусель различных событий, этюдов, в каждом из которых главные герои переживают панику. Портрет общества, изображенный в веселых цветах, заставляет всерьез задуматься над проблемами как всех вместе взятых, так и каждого в отдельности.
А вот Екстерминатор (Exterminator) Михала Рогальского - это яркая история про рок-группу, состоящую из неудачников. В юные годы они были уверены, что будут собирать толпы на стадионах, но теперь кто работает на заводе, кто живет с родителями, а кто и вообще - в психиатрической больнице. Но судьба дарит им еще один шанс побороться за мировую славу, и ради этого они готовы на все.
Тем, кто любит чудеса и готов менять правила игры на вполне вымышленные, придутся фильмы Мужчина с магической коробкой (The Man with the magic box), Mug (Морда) и Башня. Ясный день (Tower. The Bright Day).
Человек с магической коробкой - фильм режиссера Бодо Кокс - предложит нам поверить в то, что радиоволны могут переносить людей во времени. Главный герой ленты застревает в 1952, и его любимая решает любой ценой спасти его.
Лицо - лента в режиссуре прославленной Малгожаты Шумовской, обладательницы нынешнего Медведя с Берлинале за лучшую режиссуру. Так же лучшим фильм был признан и на фестивале Off Camera. Лицо демонстрирует неприглядное лицо польского общества: мегаломанию, псевдо-религиозность, измены, алкоголизм, бедность, зависимость от телевизора - и при этом оперирует на довольно игривом, образном уровне.
Башня. Ясный день режиссера Ягоды Шелц стала обладателем Гран-при фестиваля с главной наградой в 100 000 $. Наверное, это самый странный и противоречивый из всех фильмов. Чтобы проникнуться им, надо увидеть его несколько раз, ведь скрытые темы и мотивы проницают ленту от самого начала и до последнего кадра. Сама режиссер любит сообщать, что она - ведьма, и поэтому неудивительно, что мистические моменты встречаются и в ее картинах. Зато вместе со всеми прелестями можно сказать, что Башня - картина польская, и тяжелая к пониманию зрителю из-за рубежа. Спящие мамочки такие нежные и беззащитные. Так и манят, чертовки! Хочется приоткрыть одеяло и увидеть обнаженный клитор, из которого вот-вот потечет смазка. От чего? Смотри спящие мамки порно и узнавай! Можешь представить себя на месте того самого ебаря, уверены, оргазм придет к тебе через пару секунд, даже если ты не скорострел:)