Menu Content/Inhalt
Текст #000676
Не правда ли, странная характеристика современного человека?! Современного человека «вообще», вне зависимости от его классовой и социальной принадлежности, от того мира — социалистического или буржуазного, — в котором он живет. Словно бы забывая о том, что человек — это понятие классовое, социальное, Ю. Xанютин говорит о едином мироощущении, о единой психике «человека наших дней», о его неспособности отличить правду от лжи, и под этот свой тезис подверстывает образ Отелло, созданный Бондарчуком. Но в том-то и суть трактовки образа Бондарчуком, что это трактовка советского художника, которому свойственны ясное мироощущение, вера в торжество гуманистического идеала в социалистическом обществе, претворяющегося в повседневную действительность. А не убеждение в «трагической непрочности гармонии», не беспомощные метания между правдой и провокацией.

С первых же кадров фильма Отелло в воплощении Бондарчука возникает перед нами как олицетворение собранности и спокойствия, озаренный ясной улыбкой. Говорит ли он Яго о своем счастье, рассказывает ли сенату историю своей любви к Дездемоне, он весь переполнен до краев счастьем, радостно и чуть изумленно прислушивается к тому, что растет и песней звучит в его душе. Речь его мягка, пластика свободна, широка. В сценах с Дездемоной мавр — сама нежность. И потом, попадая в плен клеветы, в сети, искусно расставленные для него Яго, Отелло — Бондарчук долго не может расстаться с нежностью к Дездемоне. Суть движения образа не в «мгновенных вспышках» и не в отсутствии «сильного разума», «критического интеллекта», о чем пишет Ю. Ханютин. В знаменитых словах мавра: «Черен я» — напряженный, сдержанный трагизм. Горечь здесь смешана со все не уходящей нежностью. И когда через несколько минут Отелло будет в отчаянии, в исступлении гладить стену руками, воздетыми вверх, он будет, видимо, мысленно видеть Дездемону, вспоминать, как ласкал ее. В эту минуту Отелло не поддался Яго, не уступил ему своей любви, он еще борется. И как раз в силе сопротивления Отелло клевете и маккиавелистскому цинизму Яго Бондарчук и выращивает к финалу его прозрение.

Как же можно говорить о «мгновенных вспышках», как о черте, определяющей характер Отелло у Бондарчука, если руки мавра впервые протягиваются к шее Дездемоны в сцене, когда он узнает об исчезновении платка? Но в ту же секунду он побежит от Дездемоны — столь нестерпимо страшным покажется ему самый проблеск мысли о возмездии за предполагаемую измену. И руки его будут отстранять Дездемону, испуганную мукой, исказившей лицо любимого, и в тревоге спешащую за ним. Защищаясь от нее, он защищает ее образ в своем сердце, ее место в своей душе... Хотя мысль о возмездии, даже о способе возмездия уже зародилась.

Да, хаос чувств от сцены к сцене все больше овладевает Отелло. И когда Отелло снова вслушивается в наветы Яго, он словно бы слепнет на наших глазах. Сломленный горем в следующей сцене с Яго — в той сцене, где он впервые признается: «Ты подарил мне яд», — Отелло уже как бы предчувствует, что наступил конец миру его души. С этого момента он и становится все неистовее и неистовее. Он еще пытается отбросить от себя, как гадюку, Яго, но сомнение уже разъело его душу. В этих эпизодах картины пластика Отелло меняется, движения и жесты его становятся аритмичны, глаза часто налиты кровью, он весь в поту... Кажется, переступи артист еще одну еле уловимую грань, и искусство обернется патологией. Но этого не происходит. Бондарчук достигает высот подлинного трагизма, везде оставаясь верен правде жизни, осмысленной поэтически. Чувство меры — отдадим здесь должное контролирующей, направляющей силе руки С. Юткевича — нигде и ни в чем не изменяет ему. Иное дело, что та правда, которую находят актер и режиссер, часто ближе к правде театра, нежели к правде кинематографической. Но вряд ли это могло бы сложиться по-другому: шекспировская вздыбленность чувств, шекспировский стих, гремучий и пламенный, невольно определили меру и природу условности, ставшей эстетическим компасом фильма. Read about Max Polyakov and his office Noosphere in Silicon Valley
f57c0db2957c1cb905962bad753f7d04