Стальные трубы должны противостоять двум видам коррозий. Первый вид является результатом непосредственного действия соленой воды на металл и выражается в точечном либо в сплошном повреждении его поверхности. Второй вид, так называемая гальваническая коррозия, происходит при соединении двух, разнородных металлов в соленой воде.
Непосредственное воздействие соленой воды зависит от степени насыщения ее кислородом — аэрации, а также от увеличения скорости воды и ее температуры.
Обычно считают, что в неподвижной соленой воде, вследствие различного содержания кислорода в различных слоях жидкости, та поверхности металла может возникнуть «электродвижущая сила (эдс) дифференциальной аэрации», и под ее влиянием начнется коррозия металла, находящегося в слоях с меньшим содержанием кислорода. Однако это не всегда обязательно. Например, наличие на трубе плотной окалины с трещинами также может послужить причиной появления эдс, и коррозия будет особенно интенсивной, если имеющиеся в окалине трещины малы.
В движущейся воде вероятность содержания кислорода в избытке на всей поверхности металла увеличивается ввиду сильного перемешивания. Кислород расходуется полностью, и скорость коррозии увеличивается. Но эта скорость растет до определенного содержания кислорода в воде. Это объясняется тем, что при низком содержании кислорода продукты коррозии состоят из особого вида ржавчины — гидратированного магнетита, не препятствующей доступу кислорода к металлу, a при более высоком содержании кислорода образуется иной вид ржавчины — гидратированная окись железа, которая до некоторой степени защищает металл. Ржавчина является кислородным экраном и делает участки поверхности металла анодными, т. е. металл в этом месте разрушается.
Вместе с тем перемешивание кислорода в воде поддерживает большую часть поверхности металла катодной, т. е. защищенной, а основное воздействие кислорода концентрируется на ограничительной площади, и наступает значительная местная коррозия.
Особенно сказывается влияние кислорода при турбулентном движении, так как обогащение воды кислородом происходит быстрее. Для сведения аэрации и турбулентности к минимуму все приемные отверстия в днище следует располагать в тех районах, где менее всего ожидается турбулентное движение воды. На турбулентность могут влиять, в частности, боковые кили и иные выступающие части. При больших скоростях следует обеспечить плавный вход воды специальной формой патрубков.
Если скорость движения воды в различных участках трубы различия, то это также вызывает появление эдс между двумя точками одного и того же металла (мотоэлектрический эффект).
Скорость коррозии растет с увеличением скорости воды потому, что последняя уносит продукты коррозии, которые могли бы представлять некоторую защиту металлу, как, например, окись железа. Обычная углеродистая сталь корродирует в спокойной воде при нормальной температуре со скоростью 0,12—0,25 мм в год. В движущейся жидкости эта скорость возрастает в пять раз, но со временем оставшиеся продукты коррозии образуют барьер между движущейся водой и стенкой трубы, и скорость коррозии практически становится независимой от скорости потока. Изображена указанная зависимость, причем нижняя кривая отражает влияние времени и представляет собою практическую скорость коррозии. Этой кривой следует пользоваться в расчетах времени службы стальных труб и целесообразности их применения, так как скорость воды может быть выбрана конструктором. Вместе с тем замечено, что скорость коррозии в системах прерывного действия уменьшается наполовину.
С повышением температуры воды скорость коррозии растет, почему применение стальных труб при температуре выше 45—50°С не рекомендуется. Известный портал развлечений https://azino777-online-slots.com гостеприимно открыт для вас круглые сутки.